Традиции и законы

Люди, исповедующие православие, должны умирать в раскаянии. В противном случае грехи, унесенные в загробный мир, будут неимоверно обременять душу. Именно поэтому подготовка к смерти имеет не меньшее значение, чем непосредственно православный обряд погребения.

Предсмертные таинства

Когда близость кончины становится очевидной, к умирающему приглашают священника, или же он сам просит об этом. Батюшке предстоит совершить таинства исповеди, причащения и соборования.

Традиции и законы, православный обряд погребенияИсповедь – покаянный рассказ человека о всех своих прегрешениях. Священник наделен правом отпускать грехи на земле, чтобы стало возможным их прощение на небесах. Возможно даже отпущение грехов человеку, лишенному дара речи, в случае, если он сам каким-либо образом попросил пригласить батюшку.

Причастие также входит в православный обряд погребения. Это приобщение к Святым Тайным, или же Святым Дарам. В православии это хлеб и вино, традиционно символизирующие плоть и кровь Христа, его бесценный дар людям.

Соборование (иначе – елеосвящение) представляет собой ритуал семикратного помазания умирающего елеем, то есть освященным маслом. Цель помазания – избавление болящего человека от немощей телесных и духовных и приобщение к благодати Божией. Чтобы таинство считалось свершенным, священнику достаточно успеть помазать умирающего один раз.

Душу, покидающую тело, встречают данный ей при Святом Крещении Ангел-хранитель и бесы, повергающие ее в трепет. Именно для того, чтобы избавить душу умирающего от страха, над ним читают «Канон молебный при разлучении души от тела». Близким следует знать, что завершающая его молитва может быть произнесена только духовником, миряне читают сам Канон, опуская молитву.

Только исполнение всех предсмертных таинств делает православный обряд погребения завершенным и осмысленным.

Обряд погребения

Народ любого вероисповедания считает своим долгом перед умершим позаботиться о его теле. Православие также предусматривает особую церемонию погребения, каждый элемент которой наделен глубочайшим смыслом. Суть этого обряда – представления Церкви о теле, как благодатном храме души, в котором она пребывала в этой жизни, подготавливаясь к жизни вечной, которая наступит после пробуждения ото сна, т.е. после смерти. Мысль о Воскресении наполняет православный обряд погребения утешением.

На первый день, которым считается оставшееся от момента смерти до полуночи время, тело усопшего омывают и одевают в чистые новые одежды. Это символизирует духовною чистоту, бессмертие и выражает желание чистым предстать перед Господом. Обязательно надеть нательный крестик. Только после этого тело можно положить в окропленный изнутри и снаружи святой водой гроб. Воду можно взять в церкви или освятить дома.

Православный обряд погребенияТелу покойного в гробу придают особое положение. Под голову его кладут подушку, руки складывают на груди, оставляя правую сверху, а в левую вкладывая крест. На грудь необходимо поместить икону (мужчине – образ Святителя, женщине – Девы Марии).

На лоб покойного православный обряд погребения  требует положить бумажный венчик, подобно как голову воина-победителя украшают венцом. Это символ того, что борьба с земными страстями и искушениями окончена, и впереди ожидает достойная награда. После всего этого тело усопшего христианина надлежит покрыть саваном – белым покровом, символизирующим вечное заступничество Церкви и Христа.

Гроб ставят дома посреди комнаты перед иконами и с четырех сторон окружают свечами, к тому же до выноса тела зажигают лампаду. Православный обряд погребения не одобряет возложение в гроб лишних предметов – шапок, денег, хлеба и т.д. Допустимы лишь цветы, своими ароматами возносящие хвалу Богу.

После соблюдения всех подготовительных обрядов над гробом вплоть до третьего дня непрерывно читают Псалтырь с целью помочь душе пройти через страшные испытания, поджидающие ее на пути в иной мир. Перерыв делают лишь в момент служения панихиды и литии, во время которых близкие со свечами в руках своей тихой скорбью молят Господа об облегчении участи покойного.

На третий день православный обряд погребения продолжает отпевание, которое может проходить как в церкви, так и дома. Священник читает особые молитвы, сопровождая их каждением вокруг гроба. Благовония, зажженные в кадиле, призваны умилостивить Бога и показать благочестивость жизни покойного.

На отдельном столике ставят посуду с поминальной кутьей (коливом) – пшеничной или рисовой кашей, подслащенной сахаром или медом и украшенной сладостями. Посредине устанавливается свеча. Зерно символизирует воскресение души из тела, истлевшего в земле подобно проросшему семени, а потому использование кутьи при кремации во многом теряет свой смысл.

Завершает православный обряд погребения опускание гроба в могилу. Тело располагают головой на восток. При этом полагается петь Трисвятое, знаменующее переход усопшего в ангельский мир. В ногах, распятием к лицу покойного, устанавливают крест. Предпочтителен деревянный, каким было распятие Христово, но в любом случае главное – правильная форма.

В христианской традиции на третий, девятый и сороковой дни, в которые душа после скитаний по земле предстает перед Господом, усопших поминают. Также поминовение осуществляется на годовщину смерти, на именины, дни рождения и установленные Церковью дни вселенских панихид. На тризну принято готовить кутью, блины, молоко и кисель.

Следует помнить, что православный обряд погребения не одобряет чревоугодие и алкоголь за поминальным столом, принесение съестного на могилы и посещение кладбищ в светлый праздник Пасхи.